В МАШИНЕ ВРЕМЕНИ

(От автора)

Век скоротечный коротаем наш
Над пропастью разлада и разлома.
В нас прошлое походит на дренаж
вдоль новых стен сегодняшнего дома.
Подпочвенные воды по нему сойдут,
и меньше сырости в дому.

А вообще-то любопытно бывает прогнать на скорости магнитоленту прожитой жизни! Или поджать ее до двух-трех страниц авторского исповедального текста! Твое архиважное неожиданно окажется пустяковиной, тогда как мелочи вспыхивают и рисуют свою картину, не похожую на все то, что рисовали другие, и где ты сам, в меняющемся мироустройстве, рисовал себя раньше… Мы сами — Машина Времени.

Родители мои — из украинских крестьян, уже не крепостных, еще не колхозных. В то беспросветное для них время, отец, Федор Степанович, и мать, Ирина Федоровна, в поисках лучшей доли оказались на юге, где и подарили мне мою малую родину — Крым, Симферополь.

Октябрь 1919 года. В Крыму все еще белые, отец на гражданской с красными, а мама…

Дом с барельефом, капля жизни всей:
"Охрана материнства и младенчества".
Он стал охраной моего младенчества
и материнства матери моей.
Нас много приютилось в том дому,
недоедая с самого рожденья,
за право жить цеплялись, как растенья,
в пороховом и выхлопном дыму.

Выцарапался ребенок, за одну только грудь цеплялся: ко второй припадал еще один, сиротский младенец… "Ты где, моя молочная сестра?"

А на самом донышке своей сегодняшней памяти разглядел себя шестилетнего, когда он, то есть я, не сказав никому ни слова, пришел в школу и уселся потихоньку на свободное место.

Первоклашки, по очереди вставая, читали наизусть заданное стихотворение, а когда дошло до меня, я тоже встал и прочел задание без единой запинки… "Ты чей, мальчик?" — удивилась учительница, но по головке погладила и зачислила в класс.

Не тогда ли впервые обольстила меня красивость выученного с лету стихотворения? Мир Вам и царство небесное, обожаемая Мария Ивановна!

В бесхлебном тридцать втором приняли меня, любителя рисовать, в художественную мастерскую Деткомиссии, где шрифтам научился, практикуясь на вывесках, плакатах и лозунгах. Семье помог и себе самому, на будущее: ремесло это меня потом выручало.

Далее — Педагогический институт с его литфаком, бесплатная общедоступность золотых россыпей литературного книжного слова. Чуть-чуть приоткрылись Данте или Петрарка, пусть по верхам, вперемежку с политзанятиями, с митингами — время-то предвоенное, но и уже начало образования, когда узнают "все об одном и многое о многом".

Я же тогдашний, оставив, как видно, главное на потом, с третьего курса ушел в Севастопольское Военно-морское училище, где и встретил начало войны и Севастопольской обороны…

На холмах, политых кровью,
чуть не весь остался он,
снят с учебы, брошен в пекло
наш курсантский батальон!

Довелось пережить как бы две разных войны: одну — морскую, курсантскую, другую — пехотную, рядовым солдатом, обозначенную в Берлине памятной росписью на Рейхстаге, среди многих тысяч других ликующих росписей-восклицаний, давно уже смолкших под толстым слоем беспамятной штукатурки. Да и самый расклад победы неузнаваем.

После демобилизации ездил с однополчанами на Кавказ, менять трофейные ложечки на муку. Довершил-таки образование в том же институте, заочно, но в учителя не пошел. Работать доводилось в разное время художником в кинотеатрах, разъездным фотографом, в портретном цехе артели, в драмтеатре.

Интеллигенты в первом поколении… Как бы ни шел их внутренний рост, выносятся из безвестности не средой, не старанием близких, а часто волею Случая или же Стечением Обстоятельств, самых, казалось бы, незначительных. Так, не устройся я в паровозное депо в Черкассах, рисовать звезды и номера на паровозах и тендерах, не получил бы бесплатно разовый билет железнодорожника, — езжай куда хочешь, — и не увидел бы родину Маяковского, грузинское село Багдади, и не вдохновился бы на приличный цикл стихотворений "Багдадские небеса", не отправил бы рукопись Н.Н.Асееву и не получил бы от него приглашения Е Москву, познакомиться, а там — публикации в "Литературке", в журналах, книжки в издательствах, и завершилась эта многоходовка Фатума принятием меня в члены Союза писателей СССР в I960 году, с рекомендациями Николая Асеева, Бориса Слуцкого, Василия Федороваo..

В 1966 году вернулся в Крым.

В моей просветленной памяти парят высокие перистые облака строф и созвучий, найденных поэтами в их мучительной и часто короткой жизни.

Читал и чтил имеющих лицо:
Блок, Гумилев, Есенин, Маяковский…
И все попали, как под колесо
или в капкан истории бесовской!
Нет, этот крест — он был не для меня,
великое нам больше не по силам
На изначальном поприще остылом.

Еще со студенческих лет отложились в сознании уроки античности. Наш Леонид Владимирович Жирицкий скандировал строчки из "Илиады" ("Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына") по-древнегречески, на языке подлинника! Воскрешенные отзвуки эпохи Гомера…

Но годы-то не студенческие? И обстановка. О Господи. Того и гляди, затянут в подручные.

В тайных муках и корчах как душа уклонялась моя от непрошенных кормчих на рулях моего бытия…

Выручай, история с географией! К эллинам, да подальше. Там и воздух другой, и воду еще не хлорируют, ключевая. "Кастальский ключ волною вдохновенья…" Наш водопад Учан-Су! Словом, в Тавриде пожить, как в Элладе. Так что материалом поэзии и моим способом высказаться оказалась мифология древних с их философией. Навсегда в моих снах, и праздных, и творческих, прозрачная тень Эллады лежит на пейзажах Крыма.

Когда художественная литература не была еще полностью "отделена от государства", разгорались и гасли дискуссии. Например, "Об искренности в литературе".

Свои сочинения я отношу к числу искренних, не замутненных некой оглядкой на что бы то ни было, в полном согласии с собственным сомнительным парадоксом: "Ни от чего не зависит зависящий от всего".

25 октября 2004 г.





Hosted by uCoz